Бульдозер с ГСТ: разбираемся в особенностях гидростатической трансмиссии
На просторах России и за ее пределами сегодня работают порядка тысячи двухсот машин завода «ДСТ-УРАЛ», оснащенных гидростатической трансмиссией (ГСТ). ГСТ для бульдозеров всех классов выбирают такие марки, как Liebherr, John Deere, CASE, SEM, а Caterpillar и Komatsu ставят ее на машины до 20 тонн. 100% современных экскаваторов и 30% фронтальных погрузчиков выпускаются с гидростатической трансмиссией. В чем секрет такой популярности? Разбираемся в вопросе подробно.
Начнем с азов. Гидростатическая трансмиссия представляет собой гидравлический привод, в состав которого входят два гидронасоса, два гидромотора и два планетарных бортовых редуктора. Чтобы не запутаться: весь набор – на иллюстрации ниже.
Важнейшим преимуществом ГСТ является маневренность, которую она обеспечивает машине. Даже в очень ограниченном пространстве техника свободно перемещается благодаря противоходу гусениц. Радиус разворота равен нулю – значит, если бульдозер сумел добраться до нужной точки, то сумеет и легко оттуда выехать по той же траектории.
В отличие от механической и гидромеханической трансмиссий, ГСТ позволяет машине не терять тяговых свойств на поворотах. При нелинейном перемещении грунта нет разрыва мощности, что прибавляет удобства в управлении техникой.
Отсутствие разрыва мощности при переключении передач позитивно сказывается и на расходе топлива, и на нагрузке на двигатель. Если бульдозеру предстоит длительная непрерывная работа, полезным оказывается щадящий режим работы. На номинальных оборотах двигатель не перегревается, а машина продолжает эффективно выполнять свои функции.
В целом гидростатика превосходит в производительности механику и гидромеханику примерно на 10 – 20 процентов в зависимости от внешних условий и производственных задач. Что же касается ресурса работы, то он достигает в среднем 15-20 тысяч моточасов, после чего требуется ремонт или замена агрегатов. Конкретный срок наработки трансмиссии на отказ зависит от своевременности обслуживания техники и режима эксплуатации, но даже в условиях Крайнего Севера бульдозеры с гидростатической трансмиссией показывают себя очень хорошо.
Безусловное достоинство ГСТ – это однобаковая схема трансмиссии и навесного оборудования. Благодаря ей на всю систему используется только две марки масла (гидравлическое и редукторное), в то время как в механической и гидромеханической трансмиссиях на аналогичных системах применяются 3 вида масла (гидравлическое, трансмиссионное и редукторное). При этом нельзя сказать, что ГСТ чересчур капризна в данном вопросе: согласно рекомендациям Bosch Rexroth, подходящие качественные масла можно найти как среди недорогих отечественных марок, так и среди известных импортных брендов. По опыту эксплуатации и обслуживания техники завода «ДСТ-УРАЛ», хорошо себя зарекомендовало масло ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР XLT32, в соотношении цена – качество это один из лучших вариантов для России. Оно имеет очень высокий индекс вязкости и низкую температуру застывания для использования в арктических условиях. Минимальное изменение вязкости от температуры позволяет избежать обрыва шлангов и рукавов гидравлического оборудования Обеспечивает хорошую защиту от износа для гидравлических насосов и двигателей. Также надо отметить, что благодаря использованию такого масла межсервисный интервал замены увеличен до 2000 моточасов. Это позволяет снизить расходы на обслуживание и простой машины.
Отдельно стоит отметить возможность отбора мощности с ДВС на гидрофицированное навесное оборудование близкого у максимальному. Это делает бульдозер с ГСТ по-настоящему универсальной машиной, способной эффективно расходовать топливо и работать без потерь энергии.
В заключение скажем об использовании ГСТ в северных районах, поскольку именно туда отправляется значительная часть челябинских бульдозеров завода «ДСТ-УРАЛ». Диапазон рабочих температур окружающей среды для гидростатической трансмиссии составляет от –50ºС до +50ºС. От запуска двигателя до полного разогрева ГСТ на холостом ходу может пройти до 40 минут при минимальной температуре, но это, конечно, крайние значения. По опыту, гидростатика прекрасно себя чувствует и работает без сбоев в большинстве ситуаций. Достаточно своевременной замены фильтров и контроля уровня рабочей жидкости в соответствии с ТО, и система будет работать устойчиво и надежно в суровых северных краях.